Лента новостей
2017.8.20
20:00

В Киеве загорелось 4 га травы

19:29

В Бельгии автомобиль въехал в людей

19:01

Трамп принял решение относительно стратегии США по Афганистану

18:33

Боевой танк Т-72А стал более защищенным и эффективным, - Порошенко

18:01

В судах Украины происходит полный саботаж дел, переданных НАБУ и САП, - Сытник

17:36

Суд Москвы отказался арестовать турбины по иску Siemens

17:02

В НАБУ анонсировали новые подозрения по делу о хищении при реализации проекта "Стена"

16:00

Уровень преступности в Киевской области в прошлом году вырос на 15,6%

15:32

Взрывотехники и бойцы спецподразделения "Корд" провели совместные учения с ФБР

15:08

На Запорожской АЭС выведен в плановый ремонт энергоблок № 1

14:34

За прошедшие сутки на луганском направлении боевики 8 раз открывали огонь по ВСУ

14:01

Трамп поддержал участников демонстраций в Бостоне

12:00

По всей территории Украины объявлен высший уровень пожарной опасности

11:28

Больше всего украинского картофеля закупила Беларусь

10:59

Премьер-министр Турции прокомментировал вероятность операции в Сирии

10:30

Пограничники перешли на усиленный вариант несения службы ко Дню Независимости Украины

10:00

Европейский союз не может продолжать полагаться на США для своей защиты, - Юнкер

2017.8.19
20:00

В Одессе значительно возросла заболеваемость острыми кишечными инфекциями

19:29

Китайские компании планируют строить в Украине солнечные электрстанции

19:00

Верховной Раде предлагают обратиться к Лукашенко в связи с учениями "Запад-2017"

Экономика
2017.1.18, 17.46
01
Андрей Блинов

Государство не перекрыло работу "теневой" экономики

О перспективах украинского бизнеса в контексте принятых норм о повышении минимальной заработной платы, введении штрафа за выплату зарплат «в конверте» и бума по закрытию ФОПов – в комментарии экономиста Андрея Блинова.

 

Мне кажется, для украинского бизнеса не так много меняется, как об этом говорят. Дело в том, что в стране есть огромное количество не просто «спящих» ФОПов, а есть миллионы людей, которые не понятно, на какие средства существуют. Украинское общество, несмотря на все заявленные декларации про достоинство и европейские принципы, имеет огромное количество неучтенной рабочей силы, которая непонятно чем занимается и где работает, и непонятно, каким образом она уплачивает те самые социальные сборы, на которые потом, уже в качестве реципиента, может претендовать, например, в виде пенсионных выплат. На сегодняшний день, согласно данным статистики, почти 10 млн людей находятся в вакууме. Они не составляют учтенную активную рабочую силу – ту, которая трудится, «светится» на рабочих местах и уплачивает налоги и сборы. Есть подозрение, что часть этих людей работает за границей, другое дело, что мы не можем сказать, сколько таких людей. Мы понимаем, что эти люди то приезжают в Украину, то уезжают из нее. Ключевой вопрос состоит в том, что значительная часть людей, которые в том числе занимаются бизнесом или просто работают в Украине, не числится вообще нигде, претендует на какую-то минимальную помощь, которая предоставляется на здравоохранение, образование собственных детей, а в будущем – на пенсионные выплаты. Хотя бы даже на минимальном уровне, при отсутствии стажа.

 

Если говорить о бизнесе с точки зрения 3200 гривен, то здесь нужно понимать, что это проблема для бизнеса только в небольших регионах – регионах, которые находятся далеко от центра и которые можно считать депрессивными. Регионы, в которых до последнего момента заработная плата на уровне 2500 – 3000 гривен – это были достаточно большие деньги, конкурентные, за которые люди трудоустраивались. Могу вам сказать, что в Киеве и ряде крупных городов на полную занятость люди за 3000 гривен не пойдут. Проводя иногда переговоры о трудоустройстве, знаю, что люди выдвигают совершенно другой уровень своих пожеланий за свои услуги. Основная проблема зарплаты в 3200 гривен касается отдельного количества регионов, наиболее бедных районов Херсонской, Черниговской, Черновицкой областей. Об этом не могут говорить жители столицы, поскольку средняя заработная плата в Киеве уже официально составляет 9000 гривен, а средняя по стране – почти 6000 гривен.

 

Если говорить о «спящих» ФОПах, конечно, такое решение достаточно странное. То есть мы понимаем, что это люди, которые когда-то оказывали какие-то услуги, например, информационные. Кто-то в рамках таких ФОПов получает зарплату. Кто-то когда-то занимался бизнесом, потом устроился на другое место работы или уехал за рубеж, но не исключает для себя возможности вернуться к этому роду занятий. Кто-то давно прекратил этим заниматься, но не закрывал такой ФОП по причине достаточно сложной процедуры. Понятно, что если людям пообещали, условно говоря, «поставить их на счетчик», заставляя платить по 700 гривен единого социального взноса, даже если они работают где-то в другом месте, люди посчитали, зачем им платить 700 гривен государству ни за что, и возникла кампания по закрытию ФОПов.

 

Насколько мне известно, те люди, которые продолжают оказывать услуги, как предприниматели, - для них не большая проблема уплачивать 700 гривен, потому что их доход значительно превышает эту величину. И это логично, что если люди не платят по другому месту работы свои социальные платежи и претендуют хотя бы на минимальную пенсию и на базовые социальные услуги, они должны платить. Другое дело, если человек официально работает, и у него есть этот самый «спящий» ФОП, то государство выбрало неудачную форму. Разве что эта форма путем такой кампанейщины означает почистить неработающие структуры физических лиц предпринимателей. Ничего хорошего, кроме дополнительного недоверия государству и панических настроений, это не принесло.

 

Что касается введения штрафа за выплату зарплат «в конверте» - это глупость. Ну погрозил премьер-министр пальчиком. У нас что, не платятся в стране зарплаты в конвертах? У нас все депутаты и министры хотя бы раз в жизни держали в руках конверты. Рассказывают, что при минимальной зарплате в 1500 гривен мы позволяли себе так жить, а при 3200 мы так жить не будем! Ну, если бы мы так не жили, то на сегодняшний день мы бы уже в первых числах нового года узнали бы, что перекрыты абсолютно все конвертационные центры и уже невозможно никаким образом обналичить деньги. Почитайте деловые сайты – обналичить средства структуры через компании-пустышки, через фиктивные структуры – все это возможно. Да, это не очень дешево, но в любом случае, это остается дешевле, чем уплатить налоги. То есть, говорить о том, что государство перекрыло любые способы работы «теневой» экономики – нет, этого не произошло. Более того, мне кажется, чиновники отлично понимают, что если они перекроют «теневую» экономику, это не переведет ее автоматически в легальную сферу. Это может привести к большой депрессии в этой самой «теневой» экономике и огромному удару в целом по экономике страны, потому что экономика страны – это экономика «белая», плюс экономика «серая», плюс экономика «черная». В любом случае, эти деньги появляются на рынке, и денежное обращение включает все три сегмента экономики. Поэтому мне кажется, что это решение, кроме сотрясания воздуха и часов обсуждения в эфирах центральных средств массовой информации, никаких последствий иметь не будут.

 

Первые два решения, конечно же, последствия будут иметь, и в первую очередь, все это проистекает из соотношения к 3200 гривнам. Сегодня министр социальной политики Андрей Рева после заседания Кабинета Министров заявил еще раз, что в области пенсионной реформы речь ведь не идет о повышении пенсионного возраста, как это часто трактуется. Речь идет о том, что есть много миллионов трудоспособных людей, которые на сегодняшний день не уплачивают минимальный базовый взнос в Пенсионный фонд (ПФ). Соответственно, мы имеем большую проблему, которая заключается в том, что платежи в ПФ сегодня уплачивает 10 с небольшим миллионов граждан. При этом пенсионеров уже сейчас больше 12 млн. Демографическая статистика у нас довольно приблизительная, ведь я напомню, что последняя перепись населения у нас проводилась в последний раз 16 лет назад, в 2001 году. Это вообще по меркам ООН немыслимый перерыв. Потому сегодня государство практически не имеет информации о своих трудовых и демографических ресурсах. Тем не менее, государство подозревает, что количество плательщиков единого социального взноса должно составлять 17 – 18 млн человек, а платят 10,5. Соответственно у государства возникает вопрос – где те люди, которые не платят и каким образом их привлечь к уплате хотя бы минимального единого социального взноса. В принципе, эта постановка вопроса правильная и она более первостепенная, нежели увеличение пенсионного возраста для всех лиц. Потому что таким образом наказываются, в первую очередь, те плательщики налога, которые официально работают и платят единый социальный взнос. А фактически размывается тогда проблема на все население, если происходит повышение пенсионного возраста для всех категорий граждан. В любом случае, правительство сегодня ищет пути минимизации дефицита ПФ, точнее, его постепенного сокращения. Сегодня Кабмином принято решение о сокращении дефицита бюджета ПФ со 156 млрд гривен до 143. Кстати, 13 млрд гривен сокращения – это как раз последствия повышения минимальной зарплаты до 3200 и, соответственно, увеличение отчислений. Ведь с уровнем зарплаты автоматически подскакивает та сумма в 22% - то есть, ставка единого социального взноса.

 

Другое дело, что правительство не говорит в этом плане о реформе социальных служб. Не говорит о необходимости создания единого социального органа. Современный ли он? Создан ли реестр льготников и вообще физических лиц-получателей любой социальной помощи от государства? Есть вопросы на уровне правительства, которые точно необходимо решать, и которые позволят сэкономить, наверное, миллиарды гривен и просто оптимизировать эти затраты.

 

Те решения, о которых мы говорили, имеют достаточно косвенные для бизнеса последствия. Намного большие последствия – это проверки, рейдерские захваты и низкий уровень платежеспособности населения. И бизнеса, и вообще экономических агентов в стране. Потому что у тебя низкий спрос на продукцию, соответственно, ты не можешь создавать новые рабочие места, у тебя нет денег на масштабные новые закупки или на разработки каких-то новых видов продуктов и их усовершенствование. Вот это ключевые проблемы, которые сегодня есть у бизнеса. Ну и общая нестабильность делового климата в стране, когда может все измениться буквально в одну ночь. Вводятся какие-то дикие нормы, к которым нет возможности готовиться полгода. А мы помним, что в Бюджетном кодексе заложена норма о том, что налоговое законодательство должно меняться хотя бы за полгода до нового бюджетного периода. Но этого не происходит, поэтому изменения правил игры в наибольшей мере раздражает предпринимателей. В этом плане вышеуказанные принятые решения не столь значимы.

 

Фото: shutterstock

 

Replika

Андрей Блинов, экономист, закрытие ФОПов, увеличение минимальной зп, штрафы, проверки,

comments powered by Disqus