Лента новостей
2017.7.21
20:00

Биометрические паспорта имеют 8% украинцев, - опрос

18:45

Около 70% укранцев никогда не бывали за границей, - опрос

18:21

В Украине ускорился рост промышленного производства

18:02

Президент Молдовы Додон осудил принятую парламентом Декларацию

17:38

Путин обещал, что газовые турбины Siemens не попадут в оккупированный Крым

17:21

Украино-белорусская граница никогда не будет границей войны, - Порошенко

17:00

Беларусь хочет поставлять гуманитарную помощь на территорию Донбасса без посредников

16:41

Лукашенко заявил, что будет прислушиваться и к Порошенко, и к Путину

16:17

За время российской агрессии в Донбассе погибло 11 тыс. украинцев

16:02

На сегодняшних переговорах президентов Беларуси и Украины речь шла о вопросах экономики

15:50

В Раде зарегистрирован законопроект о повышении акциза на алкоголь и табак

15:36

Суд избрал залог для нардепа Полякова в размере 304 тыс. грн

15:18

Порошенко заявил, что в ходе нормандских переговоров 24 июля будет требовать прекращения огня

15:00

В ходе брифинга Порошенко и Лукашенко мужчина упал в обморок

14:43

На Розенблата надели электронный браслет

14:25

США и Евросоюз выразили готовность помочь в реформировании ГФС, - Минфин

14:08

Луценко констатировал снижение преступности в Украине

13:50

На выезде из Киева задержали экс-бойца "Беркута", подозреваемого в избиении активистов Автомайдана

13:33

Парламент Молдовы проголосовал за вывод российских войск со своей территории

13:15

За сутки в зоне АТО погибли пятеро военных

Экономика
2013.6.17, 0.00
01
Анна Иваненко

Олег Устенко: Есть все основания ожидать экономический рост в следующем полугодии

Исполнительный директор Международного фонда Блейзера в интервью изданию Re:plika рассказал о тенденциях, которые будут характеризовать украинскую экономику в ближайшие полугода-год.

 

Сегодня в мировой экономике мы наблюдаем если не вторую волну кризиса, то посткризисный период точно. Как вы оцениваете экономическую политику украинских властей?

 

Украинская экономическая политика сегодня адекватна существующим вызовам. Речь идет, прежде всего, о двух основных направлениях.

 

Первое направление – это использование методов фискальной политики для стимулирования экономики. Украинское правительство, учитывая проблемы в странах, которые чересчур увлеклись фискальным стимулированием экономики, пытается вести взвешенную политику, и таргетирует снижение дефицита государственного бюджета до отметки 3,5% ВВП, для того, чтобы не допустить резкого наращивания государственного долга. 

 

Второе направление – это использование механизмов мягкой монетарной политики, чтобы дать возможность экономике получить дополнительный стимул для развития. В рамках этого подхода Нацбанк Украины на прошлой неделе снизил учетную ставку с уровня 7,5% до уровня 7%. Похоже, такие меры уже находят доверие среди экономических агентов – есть определенный прирост по депозитам.

 

К сожалению, рост депозитов среди населения сильно превышает рост кредитования. Это значит: часть треугольника «коммерческий банк-население-предприятие» еще не начала работать в направлении «коммерческий банк-предприятие-частный бизнес». Кредитование растет очень низкими темпами, и украинские власти, надеюсь, будут каким-то образом решать эту проблему.

 

Для развития экономики, наверное, одно из важнейших значений имеет инвестпривлекательность страны

 

Кабмин понимает важность механизмов не только монетарной и фискальной политики. В частности, необходимость повышения инвестиционного климата в стране. Это та мера, которая может дать дополнительный приток инвестиций, обеспечить стране более высокие темпы развития. Прошедший на днях в Киеве Первый международный бизнес-форум «АВС: Украина и Партнеры 2015», на котором был собран представительский состав очень высокого уровня, показал, что правительство работает в этом направлении.

 

Вы очень оптимистично смотрите на ситуацию…

 

У меня нет иллюзий в отношении этого года. Скорее всего, экономика покажет незначительный рост - прежде всего, из-за того, что она остается экспортозависимой. Разрешить эту проблему на протяжении 6-12 месяцев, несмотря на усилия правительства, нереально ни для какой экономики, украинской в том числе. Это задача среднесрочного характера. Она не решается так быстро, как хотелось бы. Но, думаю, какие-то подвижки в этом направлении мы будем видеть уже во второй половине следующего года.

 

Какие тенденции вы бы выделили в украинской политике по результатам первого полугодия текущего года? Какие позиции или темы, по-вашему, будут более всего влиять на экономическую ситуацию в целом?

 

Есть все основания ожидать возобновления экономического роста в следующем полугодии. Украинская экономика начнет показывать хоть незначительный, но все-таки рост. Прежде всего, за счет сельского хозяйства. Общее ожидание по урожаю, как минимум, на 10% выше, чем в пошлом году. Учитывая, что уровень сельского хозяйства в нашей структуре ВВП – от 8 до 12%, можно рассчитывать на дополнительный импульс для экономики (как минимум +1%) будет  за счет сельского хозяйства.

 

Вопрос в том, чтобы не допустить спадов в тех отраслях, в которых он серьезно наметился, например, в строительстве.

 

А как их не допустить?

 

Есть надежда, что после пересмотра государственного  бюджета и после того, как большие суммы будут ассигнованы на инфраструктурные проекты, отстающие отрасли начнут расти, в том числе строительство. Но это возможно только в том случае, если правительство сможет внести, а затем убедить депутатов в необходимости принятия  законов, касающихся концессии. Если придет частный инвестор, он станет дополнительным стимулом для развития украинской промышленности, строительной отрасли.

 

Общие позитивные ожидания связаны с тем, что произошло некоторое успокоение на мировых рынках, а это значит, что украинские экспортеры будут себя чувствовать увереннее.

 

Есть ли риск инфляции, по-вашему?

 

Я бы ожидал некоторого ускорения уровня инфляции, что характерно для растущей экономики. Первые сигналы уже были зафиксированы в мае. Инфляция после такого длительного периода дефляции, хоть и незначительная, но все-таки была. Предположу, что правительство и Нацбанк будут контролировать уровень инфляции и, вряд ли, допустят ее выход за пределы 6 или 8%.

 

Это станет свидетельством того, что экономика все-таки пошла в рост. Если экономика начнет показывать позитивную динамику, мы сможем ожидать снижения уровня безработицы.  

 

Как известно, в этом году была принята Государственная программа активизации развития экономики на 2013-2014 годы. Как вы считаете, эта программа может стать реальным инструментом роста экономики Украины? Или же она, как и многие документы, останется на бумаге?

 

Можно долго спорить по поводу этой программы (в ней есть масса неточностей и возможно недостатков), но ее бесспорный позитив –  изменение угла зрения. Теперь государственный бюджет воспринимается не с точки зрения дополнительных стимулов развития бизнеса, не как источник, который просто дает деньги на определенные отрасли, а предоставляет их на возвратной основе, что фактически означает изменение принципиального подхода. Деньги уже не даются просто так и бесплатно, а даются на время, под какой-то процент или без процента (если программа является приоритетной).

 

Учитывая, что Украина рассчитывает подписать Соглашение об ассоциации с ЕС и уже имеет Зону свободной торговли с СНГ, вопрос профессионализма в наполнении договорной базы во внешнеэкономической деятельности представляется важным. Особенно, если учесть опыт со вступлением Украины в ВТО. Как известно, Украина подала заявку на пересмотр более 300 переговорных позиций. Как вы считаете, есть ли риск повторения подобной ситуации в процессе создания или наполнения реальным содержанием ЗСТ с СНГ и, возможно, в перспективе с ЕС?

 

Украинское правительство осознает, что добиться результата по всем заявленным позициям по пересмотру тарифов в ВТО, конечно же, нереально. 371 заявка на пересмотр тарифных позиций – это, скорее, наш лист пожеланий, нежели реальный расчёт. Если украинской стороне удастся пересмотреть хотя бы 5-10 позиций, это уже будет считаться серьезной победой.

 

Опыт ВТО свидетельствует о том, что надо очень внимательно относиться к любого рода переговорному процессу. Также надо понимать, что существующая сейчас во время переговорного процесса ситуация вовсе не будет такой же через два, три или десять лет. Все договора - бессрочные, и любой из них предусматривает механизм возможного пересмотра.  

 

И Соглашение об ассоциации, и Соглашение о ЗСТ в рамках СНГ – это живые договора, их можно пересматривать, об этом сказано в текстах документов. И это вовсе не означает, что не надо добиваться максимального эффекта во время переговорного процесса - каждая из сторон хочет защитить свой собственный рынок, свои интересы и своих  производителей. Украина здесь не оригинальна, другое дело – насколько ей это будет удаваться.

 

Анна Иваненко

 

Re:plika

Олег Устенко, Украина, украинская экономика, экономический рост,

comments powered by Disqus